обучение игре на гитаре 1

продолжаю текст моего самоучителя

Теперь согните локоть и поднимите кисть к струнам. Палец p ляжет на шестую – самую толстую – струну, i – на третью, m – на вторую, a – на первую.

                                                                  

Запястье прямое или слегка выпуклое – как вам будет удобнее. Но ни в коем случае не прижимайте его к деке: это ужасно сковывает руку.

Опустите руку, расслабьте и снова поставьте на струны. Повторите так раз 20 – чтобы пальцы научились сами находить нужное место. Не глядите на них.

А повторять всё придется помногу – уж извините. Иначе ничего не выйдет. Если у вас нет страстного стремления ввысь музыки – бросьте эту книгу. Она – для озаренных.

 

Красивые слова

Разговор двух гитаристов столь странен, что даже усомнишься, наши ли они. Как инопланетяне. Поминутно слышишь: баррэ, расгеадо, слэп, стаккато, глисс, флажолет, голпеадор, апояндо, тэпинг, пикадо, рифф… Если всё это вас вдохновляет – нам по пути.

Итак. Извлекать звуки из струн можно двумя способами – с эффектными названиями: тирандо и апояндо. Я, когда их узнал, сразу почувствовал себя мощным испанским мачо.

Палец может щипнуть струну (будто бы скручиваясь в рулончик) и повиснуть в воздухе без опоры – так, скорее всего, вы играли наши вилки. Это и есть тирандо.


Чтобы сыграть апояндо – с опорой – нужно после щипка остановиться на следующей струне. То есть, если вы заставили звучать первую струну, то палец соскальзывает с нее на вторую и спокойно там стоит, пока ему не понадобится снова играть.

Теперь сыграйте нашу волну с гордым знанием красивого слова апояндо:

Нолик означает, что струна открытая, то есть не прижатая ни на каком ладу.

Чередуйте указательный и средний пальцы – чтоб не прыгать, как та лошадь на одной ноге. Старайтесь не дергать всей рукой: кисть висит неподвижно, работают пальцы. Можно опереть большой палец на шестую струну, это успокоит руку.

Теперь поиграйте пальцами i-a. А теперь m-a. Ищите, как вам удобнее (у каждого своя конструкция руки, и то, что хорошо для одного – другому плохо).

А приемом тирандо сыграйте вот так:

 

(Еще раз напоминаю: все струны открытые, левая рука отдыхает. И гитара ваша, скорее всего, еще не настроена – так что ноты пока условные).

Цифры в кружочках – это струны. Нота шестой струны не поместилась на нотоносце, для нее пришлось рисовать добавочные коротенькие линейки.

Вы заметили, что струны надо щипать одни и те же, только разной последовательностью пальцев.

Вот эти значки  называются репризами. То, что между реприз, нужно сыграть дважды. Это придумано для сокращения, чтоб не выписывать нотами повторяющиеся куски.

 

Впрочем, вам каждое из этих упражнений нужно повторить не дважды, а гораздо-гораздо больше… (если хотите научиться). И помните об упругих пальцах-клинках.

Попробуйте поиграть очень громко, потом очень тихо. Снова громко. И снова тихо.

Играйте каждое упражнение сначала очень медленно – но четко и упруго – не меньше пяти минут. Ищите ощущение. Старайтесь, чтобы рука была не напряженной, а активной – и только в кончиках пальцев.

Потом постепенно ускоряйте. Но не теряйте ощущение! Ноты не должны смазываться, кисть не дергается, пальцы сворачиваются упругими пружинками. Потом остановитесь – и снова играйте медленно (эти советы касаются всех упражнений).

Если рука начинает болеть – немедленно прекращайте! Но ненадолго. Потрясите рукой, будто она мокрая, и вы хотите стряхнуть воду – это помогает расслабиться. И снова за дело.

А чтобы совершенствовать свое чувство ритма[1], очень полезно купить метроном (механическая или электронная коробочка, которая ровно щелкает) – и играть под него.



[1] Уверяю вас, это можно делать бесконечно. Ритмы бывают потрясающе сложными – в джаз-роке, например.